Для учащихся 5-7 классов   

 

Друзья, следите за собой,
Когда по-русски говорите.
Ведь это наш язык родной –
Его для внуков сохр
аните! (
Е. Весник)

 

Скучные правила по русскому языку можно выучить, распевая.

А известные мелодии вам помогут в этом.

Не верите? Проверьте! Для этого вам нужно просто зайти на сайт

 

УЧИМСЯ ПРИПЕВАЮЧИ!

Анаграммы

Шарады

Логогрифы

Метаграммы

Занимательная лингвистика "Светозар"

 

Книга "Занятия школьного кружка"  5 класс

 

Download
орфография в стихах.pdf
Adobe Acrobat Document 468.7 KB

 

Игры

Представленные ниже игры можно использовать на уроке, в качестве разминки или закрепления материала, а также во внеклассной деятельности (походах, спектаклях, поездках и пр.) для решения воспитательных задач.

1.Муха

Цель игры: на концентрацию внимания
Количество участников: от 2 человек
Возраст: от 7 лет
Оборудование: никакого
Описание игры:  мысленно нарисовать поле для игры в «крестики-нолики», например 5×5. Ведущий говорит, что в середине сидит муха. Затем ведущий задает направление движения мухи.
Например: «Вверх, вниз, вправо и т.д.» Все игроки должны следовать за движениями и хлопнуть в ладоши в случае выхода за пределы поля. Если сначала трудно, то можно нарисовать поле на доске, или на месте.
Примечание: игра идет на выбывание. Первые четверо выбывших показывают какую-нибудь «живую картинку», например, «Чайки атакуют туристов-байдарочников, подплывших к месту гнездовья чаек».

2.Король зверей

Цель игры: на внимание, просто чтобы повеселиться
Количество участников: от 6 человек.
Возраст участников: от  10 лет.
Оборудование: возможность всем сесть в круг
Описание игры: все садятся в круг. Каждый придумывает себе животное-звук и жест. Один игрок-король зверей. Он начинает игру, называя себя (звуком и жестом), затем другого зверя (тоже звуком и жестом), другой подхватывает без задержки, называя себя и другого. Если кто-то запутался ( кроме короля), весь круг пересаживается на одно место против часовой стрелке, меняя свои названия на названия тех, чье место они заняли ( кроме короля, который не меняет ни место, ни звук с жестом). Если запутался король, то меняется и он. Король зверей начинает каждый раунд. 
Примечание: Пересаживание игроков осуществляется тогда, когда игрок либо слишком задерживается (более 5 сек например) , либо он неправильно издал звук или  показал жест « вызываемого зверя». В начале игры все участники четко представляют свои звуки и жесты. Как и в игре «Муха» здесь тоже можно играть на выбывание.

3. Слепой

Цель игры: формирование команды
Количество  участников: от 4 человек
Возраст: от 12 лет
Оборудование: 3-5 предметов (игрушки)
Описание игры: игра проводится на улице или в помещении. Группа выбирает слепого и поводыря. Задача слепого собрать все игрушки с завязанными глазами. Задача поводыря-помочь слепому это сделать, комментируя вслух маршрут, но сидя к нему спиной . Задача группы- показать жестами поводырю маршрут, по которому слепой должен собрать эти игрушки. Каждый участник должен попробовать все роли.
Примечание: Желательно, чтобы были препятствия: столы, стулья, скамейки, деревья и т.д. Одним из предметов может быть скотч- его легко прикрепить к стене на любой высоте. Ведущий должен быть рядом со слепым, чтобы тот не упал и не ударился.
Рефлексия:* в какой роли и как себя чувствовал каждый;
*будучи поводырем, на кого  участник больше всего обращал внимание, направляя слепого;
*в какой роли какие качества больше проявлялись

4.Счет

Цель игры: научиться чувствовать друг друга
Количество участников: от 5 человек
Возраст: без ограничений (лишь бы умели считать)
Оборудование: никакого
Описание игры: Задача- досчитать до максимального числа- рекорда. Счет начинает любой из участников. Далее подхватывает другой участник. Важно, чтобы одновременно с ним никто не произнес тоже самое число. Предварительные обсуждения не допускаются. Очередность не важна, главное нельзя дважды подряд  считать одному и тому же игроку, но через число названное другим игроком ход опять может вернуться. Если двое и более игроков одновременно произнесли одно и тоже число игра начинается заново. Число – рекорд будет то, которое было названо последним до нарушения правил.
Примечание: можно играть как с завязанными глазами, так и в открытую.


5.Кратер вулкана

Цель игры: формирование команды
Количество участников: от 5 человек
Возраст: от 14 лет
Оборудование: игрушка, 2 верёвки.
Описание игры: ведущий верёвкой ограничивает круг, диаметром 5 метров. В середину круга кладется игрушка. Команде дается крепкая верёвка. Ведущий говорит, что в центре вулкана лежит очень ценная вещь, которую необходимо достать. Но если кто-то наступит на территорию вулкана, у него сгорят ноги. У того, кто будет брать вещь, должны быть завязаны глаза, потому что испарения вулкана очень опасны для его глаз, и он сразу ослепнет.
Примечание: обычно группа приходит к решению натянуть веревку над кратером и закрепит вокруг деревьев или столбов, если таковые имеются. Если нет, то верёвку удерживают на плечах участники. Очень важно, чтобы в команде были юноши с достаточной физической силой. Ведущий страхует слепого, чтобы тот не упал на землю спиной.
Рефлексия:* как группа принимала решение;
*по какому принципу был выбран участник на роль слепого;
* можно ли было сделать это упражнение более эффективно;

6. Банка

Цель игры: развитие образного мышления, переключение.
Количество участников: от 4 человек
Возраст: от 10 лет
Оборудование: никакого
Описание игры: участники по кругу называют предметы, начинающиеся на одну букву, которые по размеру могут поместиться в трехлитровую банку. Если участник не может назвать слово через 5 секунд, он говорит «пас» и право хода переходит к следующему. Игра продолжается до тех пор, пока хотя бы один участник сможет назвать подходящее предмет. Затем называется новая буква, и игра продолжается.
Примечание: Как и в игре «Муха» можно играть на выбывание (выбывает игрок, сказавший «пас»). Кроме того, называть можно только несъедобные предметы, или только зелёного цвета и т.п.

7. Парные ассоциации

Цель игры: развитие образного мышления
Количество участников: от 4 человек (обязательно четное количество)
Возраст: от 14 лет
Оборудование: никакого
Описание: игроки разбиваются на пары: один игрок в паре нечетный, второй- четный. В первом раунде один из нечетных игроков загадывает слово, только существительное (не имя собственное), желательно какое-нибудь понятие, например, шпионаж. Далее он его сообщает всем нечетным игрокам, так, чтобы четные игроки не слышали. В порядке установленной очереди (определяется игроками) нечетный игрок( тот кто загадал слово не ходит первым) сообщает своему четному игроку три(несозвучные) ассоциации. В нашем примере: тайна, выведывать, государство. Задача четного игрока по этим трем ассоциациям отгадать слово с одного раза. Заметим, если это произошло, то пара получает одно очко и далее загадывает слово уже другой нечетный игрок, и сообщает своим нечетным коллегам.  Если четный игрок не отгадал слово по трем ассоциациям своего напарника с одного раза, то ход переходит по установленной очереди к следующему четному игроку, который играет со своим нечетным напарником. Соответственно нечетный игрок отбирает любые, удачные по его мнению, две ассоциации и добавляет одну свою. В нашем примере: разведка, тайна, выведывать. Ассоциациями могут служить любые три слова (существительные, глаголы, предлоги и т.д.). Может получиться, что какой-то игрок вне своей очереди отгадал (как ему кажется) это слово. Он должен закричать: «Врываюсь».Тогда ход у очередного игрока отобран. Если врывающийся отгадал, то его пара получает три очка и загадывается по указанной процедуре следующее слово, если врывающийся ошибся, то пара наказывается на три очка(минус три). При этом не лишается ответа ни игрок которого перебили, ни врывавшийся, если до него доходит очередь в раунде. Если слово не отгадано при «первом прохождении всех игроков», то оно «заходит на второй круг». Врываться можно только после объявления очередных трех ассоциаций и любое количество раз. Если следующий по ходу игрок произносит верный или неверный ответ до сообщения ему нечетным игроком трех ассоциаций (в паузе между передачей хода), то соответствующая ему пара наказывается на одно очко(минус одно) и он лишается хода. После того, как все нечетные игроки загадали по одному слову, игра симметрично переходит в руки четных игроков. В конце игры (время определяется в начале игры) подсчитываются очки и выбирается пара-победитель.

8. Ассоциации

Цель игры: создание психологического портрета участников
Возраст: от 12 лет
Количество участников от 5 человек
Оборудование: никакого
Описание игры: Один человек выходит из комнаты. Остальные загадывают любого из присутствующих (можно и водящего).Возвращается водящий и начинает угадывать, задавая  каждому вопросы типа: «С каким жанром кино ассоциируется этот человек?», « С каким млекопитающим ассоциируется этот человек?», «С каким видом спорта ассоциируется этот человек?» и т.п. После того как водящий спросил всех игроков ( в любом порядке) он пытается определить загаданного человека. Если водящий не угадал, то игроки  загадывают вновь (можно того же самого игрока), а водящий идет на второй круг.
Примечание: в игре есть одна тонкость: важно, чтобы ассоциации не были обидными и «не зашкаливали». Об этом желательно сообщить вначале игры.

9. Чувство

Цель игры: создание доверительной атмосферы в группе
Возраст: от 12 лет
Количество участников: от 5 человек
Оборудование: никакого
Описание игры: игроки садятся в круг. Все закрывают глаза, один из участников загадывает чувство (злость, доброта, радость и т.п.) и пытается передать его соседу через прикосновение и молча (можно рисовать пальцем по спине и т.п.). Когда сосед «принял» чувство, он открывает глаза и передает его дальше. Когда передача закончится, игроки, начиная с последнего, говорят какое это было чувство по их мнению.

10. Портрет

Цель игры: создание автопортрета.
Возраст: от 10 лет
Количество участников: любое
Оборудование: листы белой бумаги (А4,А3), старые журналы с большим количеством фотографий и картинок, ножницы, клей.
Описание игры: участникам предлагается взять лист бумаги и создать на нём свой метафорический портрет, используя «составные части» от разных персонажей из журналов- глаза, нос, рот и т.д. Желательно ограничить время работы, скажем, 20 минутами.
Рефлексия: участники показывают свои портреты и рассказывают, почему они именно так представляют себе свой образ. Например: « У меня такие большие глаза, потому что я люблю за всем наблюдать» и т.д.
Примечание: помимо того, что подобная игра всегда доставляет массу удовольствия, получившиеся портреты- хорошая пища для размышления психологам и педагогам. При этом важно обратить внимание не только на сам получившийся портрет, но и на рассказ самого автора- смущался ли он, рассказывая о себе, какие именно черты особенно выделял и т.д. Важно предварительно создать благоприятную атмосферу в группе, чтобы рассказ о себе не был связан для участников с неприятными переживаниями, насмешками и т.д. Некоторые участники могут отказаться показывать свои портреты группе. В таком случае ведущему не стоит настаивать, по окончании встречи можно обсудить ситуацию индивидуально. В зависимости от состава и подготовленности группы иногда ведущему стоит предварительно внимательно просмотреть предлагаемые картинки и исключить некоторые неоднозначного содержания.

11. Захват знамени

Цель игры: командная работа, физическая активность
Количество участников: от 14 человек.
Возраст : от 10 лет
Оборудование: площадка размером близким к размерам волейбольной площадки.
Описание игры: Организуется разбивка на две команды с одинаковым числом игроков, один из которых должен сторожить знамя (часовой) , а все остальные- полевые игроки. Круги со знамёнами находятся симметрично относительно центральной линии  на концах  площадки. Знамя в центре круга диаметром приблизительно 2 метра. Часовой в этот круг заходить не может, но всегда находится рядом с ним. Задача команды захватить знамя противника и перенести его на свою половину. Кто это сделал быстрее, тот и выиграл. Игрока, который пересекает центральную линию и перебегает на сторону противника соперник «запятнывает», 
и игрок которого «запятнали» вытягивает руки для того, чтобы игрокам его команды было легче «распятнать». Игрока, которому удалось ворваться в круг со знаменем соперника, пятнать нельзя, в круге он не уязвим. В круг может прыгнуть любое количество игроков противоположной команды, но игрокам, которым принадлежит это знамя прыгать туда запрещено. Цель игрока, находящегося в круге, выбежать со знаменем и пересечь центральную линию, разделяющее поле на свою и чужую половину. Знамя перекидывать нельзя, можно только его передавать своему игроку. Если игрока, бежавшего со знаменем «запятнали», то знамя остается у него в руках и он ждет помощи, чтобы его «распятнали» или возможности передачи знамени своему игроку. Если знамя выпадает из рук или игрок его перекидывает, то оно возвращается в круг а игрок считается «запятнанным». Пятнать во время прыжка в круг игрока нельзя, пятнать можно только вне круга. Во избежании споров необходимо установить судейство. «Пятнать» игрока можно только тогда, когда он ногами пересек центральную линию. По договоренности можно и перетягивать чужих игроков на своё поле вблизи центральной линии. Рядом с часовым могут находится и игроки своей команды, но окружать сплошным кольцом круг запрещено, команда в этом случае считается проигравшей. Будем считать, что круг окружен сплошным кольцом, если игроки стоят по периметру круга на расстоянии двух вытянутых  рук друг от друга или менее. 
Примечание: Первую игру можно провести как тренировочную. Далее уже необходимо разрабатывать командам тактику игры: кто будет отвлекать противника, кто будет «торпедами»(бегущие в самый  тыл противника), кто будет захватчиком знамени и т.п.
Важно, чтобы  после каждой игры, команды обсуждали её итоги и правильность тактики. 

12.Полет орла

Цель игры: командная игра
Количество участников: от 8 человек
Возраст: от 12 лет
Оборудование: мягкие поролоновые мячи ( или что-то подобное)
Описание игры: играется по принципу эстафеты. Участники делятся на группы по 4 человека. Группы располагаются в одном конце площадки (комнаты), мячи- «яйца»- в другом. Первый член группы, «орёл», ложится на живот. Другие два участника берут его справа и слева за подмышки и предплечья. Последний член группы держит «орла» за щиколотки. Группа «пролетает» по комнате, осторожно поднимая и опуская «орла». «Орел» зажимает «яйцо» между коленями и возвращается на исходную позицию. Потом другой член группы становится «орлом». Эстафета продолжается до тех пор, пока все 4 члена группы не побывают в роли «орла».

13.Птичка в насесте.

Цель игры: развлечение, заполнение паузы.
Количество участников: от 10 человек.
Возраст: от 10 лет
Оборудование: никакого
Описание игры: Каждый выбирает себе партнёра и делается большой круг так, чтобы один игрок был во внешнем кругу, а другой- во внутреннем. Каждая пара индивидуально решает кому быть «птичкой», а кому «насестом». Под музыку или какие-то звуки, 2 круга начинают двигаться в противоположных направлениях. Когда музыка внезапно останавливается, и ведущий говорит «Птичка, в насест!», каждая пара должна пробраться сквозь других игроков к друг другу, и «птичка» должна сесть на спину своего партнёра.
Комментарии: забавно получается, когда «насест» оказывается верхом на «птичке».

14. Волк и семеро козлят.

Цель игры: ролевая игра
Количество участников: от 6 человек
Возраст: от 12 лет
Оборудование: никакого
Описание игры: Участникам раздаются бумажки или карты, треть из которых «волки», треть «козы», треть «козлята». Волки и козы, не показывая никому своих карт, выходят за дверь, и затем по одному заходят, пытаясь убедить козлят, что они козы и им надо открыть дверь. Козлята решают пускать или нет. Если пустили волка, то один козленок умирает от голода.
Другой вариант: Волки и козы не выходят, а просто пересаживаются на одну скамейку, и по очереди пытаются доказать, что они козы. Козлята также принимают решение по каждому участнику.
Примечание: с первого раза игра кажется не очень интересной, но с каждой следующей попытки азарт растёт. Более сложный вариант, когда козлята не знают, сколько волков, а сколько коз.
 Например, может быть 4 козы и ни одного волка, и наоборот.
Рефлексия:* Чему больше верили козлята: словам, тону слов или     
жестам, мимике?
*Чему больше в жизни мы верим, общаясь с людьми?  

15. Повторяй за мной

Цель игры: концентрация внимания
Количество участников: от 5 человек
Возраст: от10 лет
Оборудование: никокого
Описание игры: игроки сидят в кругу и выбирают ведущего, водящий не знает, кто ведущий. Когда водящий подходит к кругу все игроки одновременно, но так чтобы водящий не догадался кто ведущий, начинают повторять за ведущим движения, жесты, выражение лица и т.п.(почесывание головы, разжимание кулака,
перекрёст ног, открытый рот и т.п.). Ведущий при этом достаточно быстро должен менять задание которое повторяют игроки. Задача водящего отгадать (возможно с 2-х, 3-х попыток) ведущего.

16.Слухи-1

Цель игры: концентрация внимания
Количество участников: от 5 человек
Возраст: от10 лет
Оборудование: лист бумаги и ручка
Описание игры: Ведущий пишет текст  в котором указаны какие-то факты, данные и имена людей. Например: «Сегодня в полночь боцман Матроскин приказал матросу Бескозыркину залезть на ванты, чтобы убрать парус, т.к. завтра в 10-м часу начнется буря, как передал радисту Шлюпкину гидрометеоролог Осадкин, который заступил на дежурство сегодня в полночь». Далее он зачитывает этот текст первому игроку четко и неторопливо. Остальные игроки в это время находятся за дверью. После того как текст первому игроку прочитан, вызывается следующий игрок и  игрок которому читали текст передает то что запомнил из него  следующему. Игра далее продолжается по принципу домино.
Когда услышанный текст воспроизведет последний игрок, то ведущий после этого зачитывает исходный вариант.
Примечание: хорошо, если есть возможность поделиться на 2 команды, одна находится в помещении и наблюдает за происходящим,  а потом команды меняются.
Рефлексия: *Какая информация запоминалась хуже всего?
                    *Начиная с какого места произошло самое сильное 
                      искажение информации?

17. Слухи-2

Цель игры: концентрация внимания
Количество участников: от 5 человек
Возраст: от10 лет
Оборудование: никакого
Описание игры: группа становится в колонну друг за другом. Ведущий подходит к концу колонны и разворачивает последнего к себе лицом, показывая  жестами ему какую-нибудь короткую сценку, например: жарит блины, или ловит рыбу. Затем последний игрок разворачивается, похлопывает по плечу следующего и жестами передает полученную информацию (повторяет движения ведущего). Тот вызывает следующего и тоже повторяет увиденное. Последний участник должен сказать, что, по его мнению, ему показывали. Как правило, финальный вариант сильно отличается от исходного.
Примечание: важно следить, чтобы во время игры участники, до которых еще не дошла очередь, не подсматривали, а глядели вперёд, а те, кто уже показал своё действие, не мешали делать это другим и вели себя тихо.
Рефлексия: *Сталкиваемся ли мы в жизни с подобными искаже-
                       ниями информации? Где именно?
                     *Почему важно передавать информацию без 
                       искажений?
                     *Из-за чего возникает путаница при передаче
                       информации?   

18.Слухи-3

Вариация игры  «Слухи-2»: тому, кто стоит в конце, ведущий шепчет на ухо или показывает написанное на карточке слово («дом», «дерево», «человек» и пр.). Задача участника- нарисовать пальцем на спине следующего понятие, которое ему сообщил ведущий. Тот, на чьей спине рисуют, должен угадать слово, дав понять об этом кивком головы, и передать его таким же способом
следующему участнику. Последний участник произносит слово вслух.
Примечание: можно разделиться на 3 группы и  провести все три вариации «слухов», при этом 2 группы являются наблюдателями, а ведущий заранее не сообщает о  видоизменениях игры. 

19.Шляпа

Цель игры: концентрация внимания, развитие образного мышления, умение чувствовать друг друга.
Количество участников: от 6 человек  (обязательно четное число)
Возраст: от 14 лет
Оборудование: шляпа, листы бумаги, ручки.
Описание игры: когда участники группы разбились на пары и сели по кругу так, что игроки из одной пары расположены диаметрально противоположно. Ведущий ( он может  не относится к игрокам, а может быть одним из них) предлагает написать на  маленьком кусочке бумаги три различных слова (существительное, каждое слово на отдельной бумажке). Затем кусочек бумажки согнуть пополам и положить в шляпу. Задача каждой пары по результатам трёх раундов отгадать как можно больше слов.
Раунд 1: игроки по очереди делают ход (20 сек, обычно следит ведущий), который заключается в том, что вытаскивая не глядя бумажку из шляпы и затем её разворачивая, он пытается объяснить своему напарнику это слово с помощью различных определений, ассоциаций и т.п.
Главное при этом не употреблять однокоренные слова или созвучные, а также запрещено использовать жесты для объяснения и мимику. Если партнёр долго не может отгадать слово можно доставать следующую бумажку из шляпы, но при этом соответствующая бумажка возвращается в шляпу. Количество слов, используемых для объяснения слова на бумажке, не регламентируется, главное уложиться в отведённое на ход время.
Бумажки,  со словами которые отгадали, в шляпу не возвращаются и хранятся у соответствующей пары. Раунд идет до  тех пор, пока не останется ни одной бумажки в шляпе. После игроки подсчиты-
вают «улов». Игрок, нарушивший правила, лишается только очередного хода. Заметим, что если слово отгадано после команды ведущего «Всё» (окончание отведённого времени) в течении 2-3 сек
то ответ предлагается засчитывать.
Раунд 2: все бумажки возвращаются в шляпу. Ход начинается с игрока, который ходил первым в предыдущем раунде. Схема игры остаётся прежней с той лишь разницей, что слова теперь не объясняются вслух, а объясняются жестами и мимикой ( как в игре «Крокодил»). Раунд заканчивается также, как и в первом случае и  снова подводятся итоги.
Раунд 3: в заключительном раунде правила снова не меняются,  меняется способ объяснения слов. Теперь для объяснения каждого слова написанного на бумажке, которую вытаскивает игрок, необходимо использовать только одно слово, которое его характеризует ( по- прежнему не созвучное и не однокоренное).
После окончания 3-го раунда подводятся итоги, количество отгаданных слов в каждом туре суммируется и выбирается пара-победитель.
Примечание: во время всей игры важно следить какие слова отгаданы и как объяснялись слова, которые возвращались в шляпу.
Особенно это приобретает значение в третьем раунде: можно сообщить имя игрока( одно слово) который не отгадал слово, но все поняли в кругу о чём шла речь и т.п. 20 секунд время условное, но вполне достаточное и оптимальное. Кроме того, если участников немного, то можно заменить три слова на четыре и т.д. Если в ходе игры обнаружились одинаковые слова, то их выкидывают из шляпы, отставляя только одного представителя.

20. Гол-мимо

Цель игры: переключение внимания, разминка
Возраст: от 7 лет
Количество участников: от 8 человек
Оборудование: никакого
Описание игры: все делятся на две команды. Одна команда кричит (сначала тихо, потом всё сильнее) «Гол!», вторая «Мимо!»- кто кого перекричит. Как и в футболе можно играть на счет ( его ведет судья, который и определяет кто громче кричал)

21. Веревочка

Цель игры: командная игра, разминка
Возраст: от 10 лет
Количество участников: от 3 человек
Оборудование: верёвка со связанными концами.
Описание игры: игроки стают в круг и берутся двумя руками за верёвку, которая находится внутри круга. Задача игроков по команде ведущего не открывая глаз, и не выпуская из рук верёвку, построить какую-нибудь фигуру, например,  треугольник, звезду, пятиугольник и т.п. Можно концы верёвки не связывать, тогда различных фигур можно получить больше. Кроме того эту игру можно проводить между двумя командами, договорившись заранее о правилах судейства.
Примечание: сначала в игре возникает пауза и полное бездействие игроков, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант
решения: например, рассчитаться и далее строить треугольник по порядковым номерам, и затем руководит действиями. Практика этой игры показывает, что обычно эти функции берут на себя лидеры. 

22.Затемнение

Цель игры: командная игра, разминка
Возраст: от 10 лет
Количество участников: от 3 человек
Оборудование: верёвка, или ткань, или газеты
Описание игры: 
Легенда: во время экспедиции археологи нашли древнюю картину на полу доисторической пещеры. Но краска чувствительна к свету, и поэтому вам нужно как можно скорее накрыть её. Но ничего рядом нет.
Задача: закрыть «рисунок» (отмеченный тканью или верёвкой) своими телами. Будьте аккуратны, не поцарапайте поверхность картины. После того как картину закрыли, надо передвинуть её не убирая тени ( об этом заранее не сообщается).